Вы здесь

Святитель Тихон исповедник, патриарх Московский и всея Руси (+1925)

Жития всех святых за месяц: 
Чины святости: 
Источник: 

Память его празднуется 25 марта (7 апреля)  в день преставления, 26 сент в день прославления и в ближайшее воскресенье к 25 янв. вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон прославлен в лике святых за чистоту жизни, коею он явил пример следования за Христом и вручение себя воле Божией; за служение Церкви и ближним, которое простиралось до самопожертвования и выразилось в его словах: «Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза»; за мужественное стояние за веру, в котором святитель перед лицом смертельной опасности являл подлинную святость и силу христианского духа; за исповедничество свое, которым он противостоял раскольникам, претерпевая от них поругание; за миссионерскую деятельность, в которой раскрьиись апостольские труды его и подвиги.

Святитель Тихон родился 19 января 1865 г. в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии (ныне Тверской) Иоанна Белавина. В миру он носил имя Василий. Детство и юность его прошли в деревне, в непосредственном соприкосновении с крестьянством, в близости к сельскому труду. Василий имел особую религиозную настроенность и был кроток и смирен. Господь даровал ему трудолюбие и мудрость, восприняв которые Василий предал себя в волю Божию.

Духовное образование будущии святитель получил в Псковской Духовной семинарии и Петербургской Духовной академии. В годы учения он отличался блестящими успехами в науках, религиозным рвением и постоянной готовностью помочь товарищам. Сокурсники по учебе ласково и шутливо прозвали его «патриархом», не ведя, что ему предстояло действительно стать первым, после 217-летнего перерыва, Патриархом Всероссийским.

В 1888 г. после окончания академии Василий Белавин направлен был преподавателем в Псковскую семинарию. Три года спустя он принимает монашество. Ему, всегда отличавшемуся кротостью и смирением, было наречено имя Тихон, в честь святителя Тихона Задонского (память его 13 авг.). Посвятив всю жизнь церковному служению, будущий Патриарх и исповедник начал свое святительское служение в Холмской епархии.

В 1898 г. святитель Тихон был направлен для несения ответственного служения за океан, в далекую американскую епархию, в сане епископа Алеутского. Возглавляя Православную Церковь в Америке, епископ Тихон много преуспел в великом деле распространения Православия. На территории его епархии жили люди разных национальностей: русские, сербы, галичане, греки, ара6ы, креолы, алеуты и эскимосы. Одни были из православных стран — России, Греции, Сербии, другие — из стран Оттоманскои и Австро-Венгерской империи; некоторые стали православными благодаря благовестию миссионеров на Аляске и Алеутских островах. Любвеобильное сердце и пастырскую внимательность надо было иметь, чтобы окормлять столь многообразную паству. В 1901 — 1902 гг. преосвященным Тихоном 6ыли освящены храмы в Нью-Иорке и Чикаго. Церковная хроника тех лет сообщает о постоянных посещениях владыкой Тихоном Аляски, Канады и православных приходов в Соединенных Штатах. Как епископу миссионерской епархии, распростершейся по всему континенту, святителю Тихону приходилось много трудиться над реорганизациеи епархиальной структуры. В 1900 г. по его предложению Священный Синод принял решение о преобразовании Алеутскои и Аляскинскои епархии в Алеутскую и Североамериканскую; в 1905 г. миссионерская школа в Миннеаполисе была преобразована в семинарию, в том же году святитель благословил создание монастыря в Пенсильвании.

В Америке архиепископ Тихон снискал себе всеобщую любовь и преданность, он возглавлял богослужения, совершавшиеся на нескольких языках, и был избран почетным гражданином Соединенных Штатов.

В 1907 г. святитель Тихон был переведен на Ярославскую кафедру, в 1913 г. возглавил Виленскую епархию. Для верного своему архиерейскому долгу владыки Тихона Церковь и ее интересы всегда были дороже всего. Он противился любым посягательствам государства на Церковь, активно участвовал в преобразовании церковного управления в год русских революции.
В 1917 г. после открытия Поместного Собора архиепископ Московский Тихон был удостоен сана митрополита, а затем избран Председателем Собора, цель которого была восстановление жизни Русской Церкви на строго канонических началах. Патриаршество есть основной закон высшего управления каждой Поместной Церкви, и соборным решением было его восстановление в России. После отбора трех кандидатов в патриархи было предоставлено воле Божией, посредством жребия, указать избранника, и на Патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России был призван высокопреосвященнейший митрополит Тихон.

Великое торжество интронизации проходило в Успенском соборе 21 ноября 1917 г. Это был самый разгар революции, государство не только отделилось от Церкви, оно восстало против Бога. Жизнь Церкви и ее предстоятеля в таких условиях выражалась прежде всего в готовности нести возложенный Крест.

Патриарх не уклонялся от прямых обличений, направленных против гонений на Церковь, против террора и жестокости, но каждое послание Первосвятителя дышало упованием на то, что в среде богоборцев возможно еще покаяние. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх Тихон собирал воедино церковные силы, его имя было маяком, указывавшим путь к истине Православия.

Святейший Патриарх жил радостями Церкви и страдал ее скорбями. Он претерпел арест, незаслуженные обвинения и нападки со стороны раскольников-обновленцев, но был всегда вместе со своей паствой. Русскин народ глубоко понимал, кем был Святейший Патриарх для Церкви, и горячо любил своего духовного отца.

Блаженная кончина святителя и исповедника Тихона последовала 25 марта 1925 г., он умирал с тихон молитвой к Богу, молитвой благодарности, славословя и крестясь, «Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Господ слава Тебе...»